Добрый день, друзья. Как эквалайзером улучшить звук? Одним из наиболее ценных навыков, которые вы можете добавить в свой набор инструментов для редактирования звука, является эффективное использование эквалайзеров (EQs). Большинство, если не все, цифровых звуковых рабочих станций (DAW) и многие программы для редактирования видео предлагают стандартные плагины эквалайзера, которыми вы захотите воспользоваться по максимуму.
Учитывая широкое использование эквалайзеров, вы легко можете попасть в распространенные ловушки неправильного использования эквалайзера. Давайте рассмотрим основы эквалайзеров, как использовать эквалайзеры, а также некоторые ошибки, которых следует избегать.
Частотный спектр
Чтобы лучше понять, как эффективно использовать эквалайзеры, давайте рассмотрим контекст, в котором работают эквалайзеры — частотный спектр.
Весь звук и музыка создаются с помощью вибрации звуковых волн на определенных частотах. Хотя звуки, производимые определенными инструментами, имеют схожие частотные диапазоны, каждый инструмент в значительной степени уникален по тональному и гармоническому содержанию, которое он производит.
Частоты измеряются в герцах (Гц) и килогерцах (кГц), и каждой ноте современной западной гаммы соответствует значение в Гц — среднее значение C равно 256 Гц, а A4 равно 440 Гц (в соответствии с международным стандартизированным шагом настройки).
Частотный спектр может быть разделен на несколько полос или групп частотных диапазонов. Их часто называют следующим образом:
- Низкие частоты (20-60 Гц)
- Низкие частоты (60-250 Гц)
- Низкий-средний диапазон (250-500 Гц)
- Средние частоты (500 Гц–2 Кгц)
- Высокие средние частоты (2-4 кГц)
- Громкость (4-6 кГц)
- Высокие частоты или яркость (6-20 кГц)
Эти диапазоны частот являются приблизительными оценками и иногда обозначаются другими терминами (например, «шум» или «воздух» для описания 6-20 кГц).
Эквалайзеры становятся жизненно важным инструментом, когда определенные инструменты или целые миксы слишком слабые, сильные или неопределенные в определенных частотных областях. Теперь мы рассмотрим инструменты, предоставляемые плагинами EQ, которые позволяют эффективно повышать и снижать частоты.
Параметры эквалайзера
Большинство современных плагинов эквалайзера обеспечивают визуальное представление частотного спектра и звуковых волн, создаваемых данным треком. На вертикальной оси показаны амплитуда звуковых волн и их громкость в децибелах (дБ), а на горизонтальной оси показан частотный спектр.
Форма, с которой вы повышаете или уменьшаете определенные частоты, зависит от параметров эквалайзера и типов фильтров. Параметры следующие:
- Частота: определяет, где на горизонтальной оси будут происходить изменения частоты.
- Коэффициент усиления / наклон: определяет, на сколько дБ вы увеличиваете или уменьшаете определенную частоту.
- Q (коэффициент качества): определяет, насколько широким или узким будет усиление или срез вокруг центральной частоты.
Фильтры эквалайзера
Когда вы решаете изменить частотную область, плагины эквалайзера обычно предоставляют три типа фильтров:
- Фильтры низких и высоких частот (high-pass и low-pass filters)
- Фильтры Bell
- Фильтры с низкой и высокой полками
Фильтры низких и высоких частот
Как только вы установите точку среза частоты, фильтр низких частот срежет частоты ниже этой точки, а фильтр высоких частот срежет частоты выше этой точки. Измените Q, чтобы изменить крутизну наклона среза.
Имейте в виду, что фильтры низких частот часто называют фильтрами высоких частот, а фильтры высоких частот называются фильтрами низких частот. Один из способов избежать путаницы — помнить, что фильтры низких частот пропускают только низкие частоты, и наоборот.
Эффективное использование фильтров низких частот может помочь вам избежать нарастания низких частот от инструментов, которые не предназначены для обеспечения низких частот трека. Хотя альт или гитара, как правило, не воспроизводят звуки ниже 80 Гц, они все равно могут это делать. Накопление таких ненужных низких звуков может привести к тому, что микс будет звучать «мутно» — термин, используемый для описания недостаточной четкости низких частот.
Аналогичным образом используйте фильтры высокой четкости, чтобы ослабить яркость данной дорожки, уменьшить нарастание ненужных высоких частот и уменьшить общее шипение дорожки.
Фильтры эквалайзера
Колоколообразные фильтры также называются параметрическими или пиковыми фильтрами. Они позволяют различными способами повышать или снижать частоты, а также являются лучшим инструментом для коррекции эквалайзера.
Корректирующие правки эквалайзера в первую очередь направлены на устранение резких звуков и резонансов, которые может генерировать любой цифровой инструмент или живая запись.
Чтобы определить нежелательную частоту, увеличьте ее примерно на 15 дБ на любой частоте и используйте узкую треугольную полосу пропускания — например, значение Q в диапазоне 3-6. Затем, переместите установленную частоту по горизонтали от одного конца к другому (это также называется разверткой эквалайзера). Эта форма фильтра работает как увеличительное стекло для выделения нежелательных звуков.
После того как вы выбрали звук, который вам не нравится, измените треугольную форму так, чтобы уменьшить дБ соответствующей частоты до тех пор, пока она больше не перестанет выделяться.
Регулировка эквалайзера — это пример полезности более высокого значения Q для сокращения или усиления узкого диапазона частот. И наоборот, используйте более низкие значения Q для воздействия на более широкий диапазон частот.
Фильтры низкой полки и высокой полки
Фильтры низких и высоких частот либо повышают, либо уменьшают низкие или высокие частоты соответственно. Полочные фильтры отличаются от фильтров других типов тем, что при усилении или урезании они образуют плато с одной стороны.
Фильтры низких частот могут служить для уменьшения или увеличения мощности низких частот и ударных инструментов, например, которые генерируют чрезмерно грохочущие звуки или вообще не имеют характера низких частот.
Высококачественные фильтры могут помочь вам придать треку присутствия и яркости, если вы увеличите его на несколько дБ. И наоборот, вы можете сделать звучание трека более пространственно удаленным и уменьшить его шум, обрезав его с помощью этого фильтра.
Когда использовать эквалайзеры (а когда нет)
Вы можете обнаружить, что ваши мультиинструментальные проекты иногда страдают от отсутствия четкости между инструментами. Ударная партия может вступать в противоречие с басовым синтезатором, из-за чего последний внезапно исчезает в миксе. Это называется частотной маскировкой.
Плагины эквалайзера, в данном случае, могут быть вашим лучшим инструментом для решения этой проблемы. Чтобы исправить это, вам нужно выделить пространство в частотном спектре так, чтобы у каждого инструмента была своя область. Для этого может быть достаточно небольшого усиления басового синтезатора и небольшого усиления ударных в одной и той же точке.
Однако, использование эквалайзера должно быть одним из заключительных инструментов в процессе микширования. Это означает, что сначала вам следует сосредоточиться на использовании фейдеров громкости и оптимальном расположении стереосистемы (с помощью панорамирования), чтобы найти место для каждого из ваших инструментов в миксе. Только после того, как вы исчерпали эти два элемента, вам следует углубиться в исправления эквалайзера с частотной маскировкой.
Кроме того, не забудьте применить изменения эквалайзера в контексте вашего микширования. Если вы записываете трек соло, то, чтобы лучше услышать его сильные стороны и недостатки, не заканчивайте редактирование, не послушав, как он сочетается со всеми другими вашими треками (или хотя бы с несколькими; особенно с теми, которые могут конфликтовать). В противном случае ваши треки могут звучать великолепно сами по себе, но совершенно не соответствовать всем остальным.
Креативный дизайн звука с эквалайзером
Хотя интенсивное редактирование эквалайзера может быть признаком плохой записи или выбора инструмента, но оно также может быть полезным творческим инструментом. Если у вас проблемы с качеством записи, поищите способы улучшить свою домашнюю студию звукозаписи.
Поэкспериментируйте с широкими изменениями эквалайзера, такими как полосовой фильтр (как фильтр низких, так и высоких частот), и вы сможете создать радиоэффект для вокала, и многое другое.
Не забывайте, что вы также можете применять и изменять фильтры эквалайзера в режиме реального времени с помощью автоматизации. Это может создавать отличные искажения звука, нарастание дропов или эффекты wub-wub, типичные для различных жанров электронной музыки.
Если вы поклонник звукового дизайна, ознакомьтесь с тем, как реверсировать звук в Logic Pro, чтобы расширить свой набор инструментов для творчества.
Как использовать эквалайзер с помощью EQs
Плагины эквалайзера — это инструменты, которые подчеркивают важность просмотра вашего аудио или музыки через призму частотного спектра. Они позволяют вам усиливать и уменьшать определенные частоты выбранной дорожки с помощью различных параметров и фильтров.
Используйте правки эквалайзера, чтобы исправить резкие звуки, и выделите место для каждого из ваших инструментов в частотном спектре. Затем, поэкспериментируйте с созданием звуковых эффектов эквалайзера и примените изменения эквалайзера в реальном времени к вашей дорожке с помощью автоматизации, чтобы придать вашему звуку динамичности. Успехов!
С уважением Андрей Зимин 05.06.2023