Добрый день, Друзья. Сегодня у нас в гостях Анатолий Улитовский, известный SEO специалист Рунета. Анатолий нам расскажет о кластеризации ключевых слов.
Любое правильное продвижение начинается с семантического ядра. Основная цель которого — это оценить частотность, потенциального трафика и уровень конкуренции.
Платных и бесплатных сервисов, которые выполняют эту работу в интернете огромное количество. Но самое сложное начинается после составления списка ключей. Когда полученные ключи необходимо разбить по страницам сайта. Эту работу необходимо выполнять либо вручную, либо использовать специализированные кластеризаторы.
Что дает кластеризация
Кластеризация помогает составить удобную структуру сайта, облегчает перелинковку, увеличивает релевантность страницы продвигаемым запросам.
Немного теории
Вебмастера используют два принципиально разных подхода к кластеризации:
- По составу ключевых фраз. Запросы объединяют в группы на основе анализа входящих в них слов.
- По поисковой выдаче. Для каждого запроса находят ТОП выдачи и устанавливают порог совпадения – например, 50%. Те ключи, по которым в ТОП выдачи совпадет хотя бы половина страниц, объединяют в одну группу. Порог совпадения можно взять любой, анализировать можно любое количество результатов выдачи: ТОП-3, ТОП-5, ТОП-10, ТОП-20.
Второй метод кластеризации – на основе анализа выдачи – более популярен, чем первый:
Первые 6 сайтов считают кластеризацию синонимом группировки на основе поисковой выдачи. У 4 сайтов это видно уже в сниппете, оставшиеся (2-й и 6-й) пишут об этом на страницах.
Что выбрать?
Сторонники группировки ключей по поисковой выдаче игнорируют две вещи.
Во-первых, у каждой поисковой системы свои алгоритмы ранжирования. Посмотрите, как выглядит поисковая выдача для фразы «что такое кластеризация запросов» для пользователей Яндекса из Москвы:
Сравним ее с выдачей Google, приведенной ранее.
Кластеризация запросов по ТОП выдачи означает, что мы сосредоточимся на продвижении сайта только в одной поисковой системе.
Во-вторых, в ТОПе появляются новые сайты и поисковая выдача меняется. Следовательно, через небольшое время кластеризация перестанет соответствовать ТОПу выдачи и нам придется по-новому группировать ключи и переписывать контент на сайте.
Кластеризация запросов по составу фраз решает обе проблемы.
Группировка фраз по составу
Для группировки ключей по составу фраз существует бесплатный онлайн-кластеризатор SEOQUICK.
У сервиса понятный интерфейс, поля для заполнения снабжены всплывающими подсказками.
Список слов. Сюда мы добавляем ключевые фразы, с частотностью или без. Их можно собрать из Яндекс.Вордстат, с помощью Semrush или других сервисов. Добавить ключи можем через копирование-вставку, можем через загрузку файла Excel с помощью кнопки «загрузить» под полем. Максимальное число ключевых фраз – 10 000.
Выбор частотности. Выбираем один из 4 вариантов группировки фраз: ВЧ (по 2 словам), СЧ (по 3), НЧ (по 4) и МЧ (по 5). Чем больше количество слов, по которым группируются запросы, тем больше получится групп и тем меньше ключей будет в каждой.
Сохранить. Позволяет сохранить содержимое поля «список слов» в файл Excel.
Поиск. Запускает кластеризацию.
Учитывать геозависимость. Если мы отметим эту опцию, то при кластеризации геозависимые запросы – с названиями стран и городов – попадут в разные группы.
Расширенные кластеры для семантики. После кластеризации часть запросов не попадет ни в одну группу – отсеется. Если мы выберем эту опцию, то сервис постарается рассортировать эти фразы по наиболее релевантным кластерам.
Считать, как одно слово. Словосочетания в этом поле будут обрабатываться системой как одно слово. Мы можем указать любое количество словосочетаний, разделяя их запятыми без пробелов после них.
Минус-слова. Перед кластеризацией сервис удалит фразы с вхождением минус-слов в любой форме. Если перед минус-словом поставить «!», то будут удалены фразы только с его точным вхождением. При вводе отделяем их друг от друга запятыми, пробелы не ставим.
Список игнорируемых слов. Слова, которые не будут учитываться при анализе и группировке ключей. Предлоги, союзы, некоторые наречия и прилагательные – все части речи, которые не влияют или почти не влияют на формирование поисковой выдачи. Как и минус-слова, разделяем запятыми и не ставим пробелы.
Список обязательных слов. Кластеризатор обработает только те фразы, в которые входят указанные в этом поле слова. При перечислении обязательные слова разделяем запятыми, с пробелами после них. Фразы и словосочетания указать нельзя.
Синонимы. В каждой строке через запятую с пробелом пишем слова, которые при кластеризации сервис будет считать одинаковыми. Каждая строчка – это один перечень синонимов. Для добавления нового перечня добавляем строки, нажимая зеленую иконку с плюсом справа.
Очистить поля. Нажав на эту кнопку, мы очистим все поля и удалим результаты кластеризации.
Как это работает. Этой кнопкой запускается демонстрационный режим работы.
Разобраться с настройками не сложно.
Теперь посмотрим, как работает кластеризация.
Группировка ключей с помощью кластеризатора SEOQUICK
Как распределить ключи с помощью сервиса?
Собираем запросы по тематике продвижения сайтов. Подробно, как это сделать, можно посмотреть в видео
Результат парсинга представим в документе Excel.
Нам надо распределить по группам 52 ключа – этого достаточно для понимания того, как работает сервис кластеризации и сколько времени экономит веб-мастеру.
В списке есть коммерческие (со словами «цена», «услуги», «стоимость», «заказать» и т.д.), информационные («отзывы», «инструкция», «эффективное» и т.п.) и геозависимые («СПб», «Белгород», «Екатеринбург» и др.) ключи.
Кластеризацию начнем с сортировки по этим трем критериям.
Сначала выделим коммерческие запросы. Для этого скопируем содержимое файла в поле «список слов» и в поле «список обязательных слов» укажем те слова, которые делают запрос коммерческим. В нашем случае это «купить, цена, стоимость, дешево, недорого, заказать, услуги, ключ, стоить».
Также включим опцию геозависимости, чтобы выделить геозависимые фразы в отдельные группы.
Поскольку запросы у нас короткие, длиной преимущественно в 3-4 слова, выбираем вариант группировки по 2 словам (ВЧ).
Справа от каждого запроса – 2 числа из файла (базовая и фразовая частота). После кластеризации эти данные сохранятся, что избавит нас от лишней работы.
После нажатия кнопки «поиск» получаем результат.
Сервис выделил 2 группы коммерческих запросов: «продвижение сайтов цена» и «услуги продвижения сайта». Все они геонезависимые – не привязаны к городам и странам.
Некоммерческие (т.е. информационные) ключи попали в группу «Не сгруппировано».
Колонка «Частота» содержит базовую частоту запроса – то число, которое мы вставили из документа Excel.
В колонке «KD» указана фразовая частота ключей.
Сохраняем результат в файл Excel с помощью кнопки «Сохранить все» над таблицей.
В таблице 2 вкладки: в первой находятся сгруппированные ключи, во второй – не сгруппированные.
Т.е. в первой вкладке – коммерческие запросы, разбитые по кластерам с учетом геозависимости, а во второй – информационные запросы, которые еще не обработаны.
Корректируем группировку: запрос «сколько стоит продвижение сайта» больше подходит второй группе, где есть схожий ключ «стоимость продвижения сайта». Перенесем его из первой группы во вторую.
Теперь копируем фразы и частотность со второй страницы и вставляем в поле «список слов».
Отмечаем опции «учитывать геозависимость» и «расширенные кластеры для семантики». Теперь геозависимые ключи будут выделены в отдельные группы, а количество нераспределенных по кластерам запросов будет минимальным.
Выбираем высокую частотность – ВЧ (по двум словам) – как и при кластеризации коммерческих ключей.
Теперь надо просмотреть поисковые фразы и составить список стоп-слов. Нам не подходит только один запрос, включающий название компании: «продвижение сайта хайп эксперт». Можно удалить его вручную, но лучше указать стоп-слово в соответствующем поле. В дальнейшем, при кластеризации большого количества запросов нам понадобится умение работать со стоп-словами.
Аналогично выглядит работа с игнорируемыми словами. К ним мы отнесем союзы и предлоги, а также слова без смысловой нагрузки: в нашем случае это «web».
Теперь поработаем с синонимами. Здесь мы укажем разные названия одного города (спб, питер, санкт-петербург, санкт петербург), а также прилагательные и определения слова «продвижения» (seo, сео, поисковое). При работе с геозависимыми запросами надо синонимировать все названия каждого города.
После кластеризации мы получили 8 групп ключей и 13 запросов, которые сервис не смог сгруппировать. Одна группа – ключи для Санкт-Петербурга, т.е. геозависимые.
Теперь посмотрим на поисковые запросы, которые кластеризатор SEOQUICK не отнес ни к одной группе.
Как мы видим, 12 из 13 запросов ориентированы на определенный город. Они геозависимые, поэтому сервис не включил их в другие группы.
В то же время других ключей, включающих названия этих городов, нет. Получается, что каждый такой запрос является группой из одной поисковой фразы.
Последний, 13-й, запрос — «продвижение сайта в топ» — мы вручную перенесем в группу «продвижение сайтов в яндекс».
Сохраняем полученный результат в Excel и корректируем.
Мы получили 2 файла: в одном у нас находятся коммерческие запросы, в другом – информационные. Запросы сгруппированы с учетом геозависимости.
Обратите внимание на запрос «продвижение салона красоты» в первой группе: он отличается от других ключей в кластере. Мы можем или написать с ним статью, обыграв как пример продвижения сайта, или выделить в отдельную группу, или удалить.
По сути, геозависимые запросы тоже коммерческие. Пользователь, интересующийся продвижением сайтов в своем городе, скорее всего, ищет SEO-специалиста.
Теперь давайте составим семантическое ядро проекта, используя полученные результаты. Для этого соберем данные в одном файле и упорядочим их, чтобы работать было удобно.
Поисковые запросы разделены на типы: коммерческие, геозависимые и информационные. Запросы каждого типа кластеризированы.
На основе кластеров мы можем создать новую структуру сайта или внести изменения в уже существующую.
По запросам в группе мы видим, о чем писать в статье. Основываясь на группах, мы составляем контент-план.
Заключение
Кластеризатор SEOQUICK группирует запросы, основываясь на составе поисковых фраз. Настройки очень гибкие, из списка ключей можно создавать кластеры под любые требования.
Сервис бесплатный, работает онлайн, поддерживает экспорт/импорт ключей в формате Excel. Он полезен всем, кто занимается продвижением сайтов и контекстной рекламой.