Добрый день, друзья. Это был такой же день, как и любой другой. Шон Фаннинг, программист, получает доступ к IRC-чату «w00w00», чтобы поболтать с «Man0War», «Mars» и «Nocarrier», своими онлайн-друзьями, которых он никогда не видел лично. Я не просто хотел высказаться, я искал идеи для онлайн-сообщества, сообщества, которое будет распространяться по Интернету как лесной пожар и поставит под угрозу целую индустрию. Это был интересный разговор, который привел к напряженному рабочему дню, но шесть месяцев спустя конечный продукт увидел свет. Июнь 1999 г .: Фаннинг выкладывает в Интернет первую версию Napster Music.
Прошло 20 лет с тех пор, как Napster увидел свет и создал первую крупную файлообменную сеть P2P. В то время, когда отправка файлов могла занять несколько минут, если не часов, компания Fanning создала сервис, который сделал его простым, понятным, доступным и, прежде всего, быстрым благодаря формату MP3. 80 миллионов пользователей стали делиться своими файлами с другими в обмен на то, что они делали то же самое. Сегодня мы знаем его историю.
Он проходил летом 1999 года в Вирджинии, США…
После четырех лет дружбы в Сети Шон Паркер («man0war») и Шон Фаннинг («napster») впервые встретились, чтобы сформировать Napster. «Вы хотите сказать, что люди собираются загрузить клиент, установить его на свои компьютеры и разрешить общий доступ к материалам со своего жесткого диска? Никто этого не допустит», — комментирует Али Айдар («марс») в документальном фильме «Загружено». Идея была абсурдной, кто собирался делиться своими MP3-файлами с другими людьми? Ну, многие.
В то время Интернет стремительно развивался, и многие молодые люди начали делать свои первые шаги в сети. «Пиратство» и «незаконное копирование» — это не vox pópuli, как сегодня, но загрузка музыки с Napster воспринималась как нечто похожее на обмен. В конце концов, Napster была P2P-сетью, а P2P-сети сложны на законодательном уровне.
Но, честно говоря, правда в том, что Napster не был создан как сеть P2P для использования в качестве Bittorrent, а имел центральный сервер, который индексировал пользователей и общие файлы. Своего рода перекресток для соединения одноранговых узлов, поскольку передачи действительно осуществлялись с компьютера на компьютер.
Музыкальные файлы становились все более популярными, потому что компьютеры позволяли их воспроизводить. Вот и Winamp, один из величайших плееров, который вышел именно в 1997 году (и, похоже, скоро вернется полностью обновленным). И с доступными инструментами следующим шагом было найти программное обеспечение для получения файлов. Просто Napster упростил задачу.
У тех, кто хотел послушать песню из альбома, было два варианта: купить весь альбом (и послушать только одну песню) или одолжить его у кого-нибудь. Не было бы проще скачать песню и сделать это сейчас? Предоставление такого выбора было одним из краеугольных камней Napster, вариант, который мы позже увидим в крупных музыкальных магазинах, таких как iTunes.
Первая версия напрямую не сработала. За Napster стояли «напстер» (кодовое имя Шон Фаннинг) и несколько человек в Интернете, которые протягивали руку помощи с кодом, не видя его. Фаннинг никому не показывал код приложения, что создавало проблемы для сообщества, которое ему помогало. Среди них был «nocarrier» (Джордан Риттер), который позже стал главным серверным архитектором Napster. «Это был вызов», — заявил он.
И это было исправлено. Napster вышла в Интернет и имела настоящий успех. У него был чат, список популярных тем… Это было скорее онлайн-сообщество, чем платформа для скачивания музыки, что имеет смысл, если учесть, что Фаннинг и Паркер познакомились через IRC-сообщество и находились под влиянием его работы. У него даже были тематические каналы, отсортированные по типам музыки. Как форум.
Это был бум. Внезапно любой желающий мог включить свой компьютер и получить доступ к любой песне любого исполнителя любого года и любого жанра бесплатно. Первый клиент был для Windows, но позже (в 2000 году) Black Hole Media создала форк для Mac, названный, в знак оригинальности, Macster. Napster купил его и сделал своим собственным как «Napster for the Mac».
Все это было в Napster, и когда я говорю «все», я имею в виду «все». Потому что все начинает усложняться, когда «I Disappear», песня Metallica, которая еще не была выпущена (или закончена), появляется на Napster и привлекает внимание Американской ассоциации звукозаписывающей индустрии (RIAA). Как заявил Джон Перри Барлоу, соучредитель Electronic Frontier Foundation, «великие моменты в истории человечества всегда имеют противодействие, точно пропорциональное их величию».
У Napster начинаются проблемы
Открытие «I Disappear» было связано не с тем, что группа молодых американцев играла песню на своих компьютерах, а с тем, что несколько радиостанций транслировали ее раньше времени. Очевидно, Metallica было не очень приятно осознавать, что «I Disappear» (который должен был быть выпущен в качестве саундтрека к «Mission Impossible II») и вся их дискография были доступны на Napster. Итак, 11 июля 2000 года барабанщик Ларс Ульрих предъявляет Napster обвинение в нарушении авторских прав в Окружном суде Северного округа Калифорнии.
Metallica потребовала 10 миллионов долларов в качестве компенсации за ущерб, по 100 000 долларов за загруженную песню. Они наняли консалтинговую фирму (NetPD), чтобы отследить Napster и составить список пользователей, которые делились его песнями, в результате чего было получено 333 435 пользователей в списке на 60 000 страниц. Список был разослан в офисы Napster, и Metallica попросила исключить всех этих пользователей платформы и удалить их песни из сервиса.
Интересно, что спрос также затронул несколько университетов, таких как Йельский или Индианский, поскольку их сети позволяли студентам скачивать музыку с Napster. «Отвратительно осознавать, что наше искусство продается как товар, а не как искусство, которым оно является», — говорится в заявлении Ульриха. К этой судебной тяжбе также присоединится доктор Дре, известный рэпер и музыкальный продюсер. Мы все знаем их классический «Fuck Napster». То же самое можно сказать и о нескольких звукозаписывающих лейблах, таких как А&М Records.
Дело будет затягиваться на весь 2000 год. RIAA, Metallica и другие звукозаписывающие компании заявляли, что Napster является синонимом пиратства, но Napster защищался, заявляя, что это всего лишь интернет-провайдер. В июле 2000 года судья Патель вынесла предварительный судебный запрет, в котором потребовала удалить всю музыку, защищенную авторским правом, с платформы и потребовала ее закрытия, но Napster заявила, что это технически невозможно, поскольку это P2P-сеть. Вы не можете стереть музыку с чужих компьютеров.
Но судья настояла на закрытии Napster. Какое чудо, и за несколько часов до того, как закрытие вступило в силу, Девятый окружной апелляционный суд США вынес постановление о приостановлении действия предварительного постановления до тех пор, пока не будет рассмотрена полная апелляция. В таких обращениях примут участие некоторые личности, такие как уже упомянутый Ларс Ульрих, Майкл Робертон, президент MP3.com и Хэнк Барри, тогдашний генеральный директор Napster.
Это привлекло внимание Томаса Мидделхоффа, члена совета директоров Bertelsmann еще в 2000-х годах, который хотел купить Napster за 94 миллиона долларов. Об альянсе было объявлено в октябре 2000 года, и идея заключалась в разработке системы на основе членства (здесь пахнет примитивной версией Spotify?) в обмен на отзыв исков. Ничего не получится, но сейчас мы поговорим об этом.
Глоток свежего воздуха, который длился совсем недолго
В начале 2001 года Napster заключила союз с edel Music (Германия), звукозаписывающим лейблом, специализирующимся на независимой музыке, чтобы иметь возможность распространять песни артистов под своим лейблом на платформе. Это привело к тому, что Dave Matthews Band стала первой группой, официально разместившей песню на Napster. В феврале Napster попыталась положить конец всей этой неразберихе судебных процессов, выплатив 1 миллиард долларов, чтобы заставить звукозаписывающие компании отказаться от авторских прав. Результат можно себе представить: он был отклонен в течение двух дней.
Чуть позже, в марте 2001 года, Napster нашла очевидное решение своих юридических проблем: если артисты не хотят, чтобы их песни загружались, пусть они предоставят нам список, и мы заблокируем их. Указанная утечка была реализована, и судья Патель дала на это добро. Отныне именно индустрия должна будет указывать Napster, какие песни блокировать, используя четыре данных: название, исполнитель, одно или несколько имен, под которыми файл можно найти в Napster, и подтверждение того, что лейбл действительно владеет произведением.
Учитывая это, звукозаписывающие компании отправили в Napster в общей сложности 135 000 песен, но Napster заблокировал только 115 000, потому что, очевидно, звукозаписывающие компании неправильно предоставили данные. Ситуация снова становилась ужасной, потому что Мэрилин Холл Патель, судья Федерального окружного суда, рассматривавшая это дело, в марте 2001 года вынесла предварительный судебный запрет в пользу Metallica. Это привело бы к тому, что Napster пришлось бы установить фильтр максимум на 72 часа, чтобы пользователи не загружали свои песни, или они были бы вынуждены закрыться. Было создано и удалено около миллиона песен.
Таким образом, решение заключалось в том, чтобы выбрать модель подписки, которая позволяла бы пользователям получать доступ к музыке легальным или, по крайней мере, легальным способом в отношении звукозаписывающих компаний. Он сделал это рука об руку с Ассоциацией независимой музыки и Ассоциацией независимых музыкальных компаний Великобритании еще в июне 2001 года, но несколько дней спустя Патель приказал отключить Napster, пока не будет доказано, что его фильтры могут блокировать загрузку песен, защищенных авторским правом. Конечный результат известен всем.
Патель приказал Napster закрыть платформу, и в июле 2001 года Napster, о котором знала вся американская молодежь, был прекращен. Конечно, при условии выплаты индустрии 26 миллионов долларов. Но это не было проблемой, потому что сообщество уже взяло на себя ответственность за создание Kazaa, Morpheus, BearShare и Gnutella, поэтому варианты загрузки не только музыки, но и всего, что угодно, все еще были доступны. Просто Napster был пионером.
Они не могли справиться с чем-то, что стоило 26 миллионов долларов, поэтому Napster перешла на модель подписки с Napster 3.0 Alpha, но, конечно, без звукозаписывающих компаний, поддерживающих проект, все было сложно. Вот тут-то и пришла компания Bertlesmann, одна из крупнейших немецких медиакомпаний, которая хотела купить права на Napster за 94 миллиона долларов. В конце туннеля был свет, но это был всего лишь мираж.
Судья Питер Уолш заблокировал покупку, потому что Конрад Хилберс, исполнительный директор Napster, был бывшим руководителем Berterslmann и «одной ногой стоял на стороне Napster, а другой — на стороне Бертельсманна». Бертерслманн инвестировал в Napster 85 миллионов долларов с начала 2000 года. И случилось то, что должно было случиться: банкротство.
3 июня 2002 года Napster объявила о банкротстве и ликвидировала все свои активы. «Сегодняшняя презентация знаменует собой новое начало для Napster. Очевидно, что спрос на интернет-сообщество по обмену музыкальными файлами, которое приносит пользу артистам и потребителям, как никогда высок», — сказал генеральный директор Napster Конрад Хилберс. «Процесс, предусмотренный главой 11 (со ссылкой на кодекс о банкротстве законодательства США), позволит компании двигаться вперед с талантливой командой и продолжать путь к запуску, следуя плану. производить платежи нашим кредиторам». Все это, о чем мы рассказывали, произошло всего за два года.
Переход Napster из рук в руки
После закрытия Napster компании, не колеблясь, купили бренд и логотип, чтобы воспользоваться его популярностью. Первой, кто решился на это, была Роксио в ноябре 2002 года, владелица Pressplay, которая приобрела права на товарный знак у Napster за 5,3 миллиона долларов и сменила название Pressplay на Napster 2.0. Это не имело ничего общего с Napster прошлых лет, потому что Pressplay был музыкальным магазином.
Шесть лет спустя Napster переходит из рук в руки в связи с покупкой Best Buy, которая потратила 121 миллион долларов на услугу подписки, у которой было 700 000 подписчиков (что очень далеко от пика в 60 миллионов пользователей). Этой покупкой Best Buy хотела разобраться с Apple iTunes и Amazon MP3.
Таким образом, мы возвращаемся к недавней истории, к вещам, которые кажутся нам немного более интересными. После заключения сделки с Best Buy (в основном холдинги) 1 декабря 2011 года Napster объединилась с Rhapsody. Rhapsody была сервисом потоковой передачи музыки, который также не хотел упускать возможность использовать преимущества бренда Napster, поэтому в 2016 году с громким заявлением «Мы — Napster» он изменил бренд и фирменный стиль сайта.
С тех пор Napster продолжает борьбу в области потоковой передачи музыки, вплоть до объединения усилий с такими операторами, как Telefónica и Vodafone, чтобы предложить свои услуги. Шон Паркер («man0war»), один из пионеров Napster, теперь является акционером Spotify. Али Айдар («марс») — генеральный директор Sporcle, веб-сайта, посвященного формам и тривиальным материалам.
…………………………………..